Страховое мошенничество и иные правонарушения в сфере страхования
Биржа, Нижний Новгород,
3 декабря 2002 г.
Кто кого чаще обманывает? 918 просмотров
Мошенничество в сфере страхования вполне распространенное дело. Причем обманывают друг друга обе стороны. А вот кто за это платит и где искать добросовестную компанию, это уже вопрос.
Обманывают страховщики...
Мошенников-страховщиков немного, но у всех нас есть шанс встретиться с ними. Все еще остаются на рынке псевдостраховщики — пережиток 90-х годов. Это фирмы-однодневки, исчезающие сразу после получения денег за проданный полис. Также любят аферисты привлекать граждан к тому, чтобы поработать брокером якобы известной западной страховой компании. Да что говорить, если и относительно порядочные компании порой используют любую возможность, чтобы отказаться от выплат. Расчет очень простой: идет судиться лишь один из десяти обманутых клиентов. Большинство же, особенно старики, в тяжбы вступать стесняется или не хочет, считает понесенный ими ущерб недостаточным поводом для такого "серьезного дела". А между тем даже если сумма выплаты не поражает воображение своим размером, очень большой оказывается неустойка. Так, клиент одной из недобросовестных сибирских страховых компаний, три года выплачивая в месяц по 100 рублей, накопил на своем полисе страхования жизни 4743 рубля. Получить потом деньги со страховой компании (а все честные страховщики платят в течение трех дней с окончания срока действия договора) клиент не мог аж два года. Сотрудники компании больше не улыбались клиенту, а только отмахивались, как от назойливой мухи: "Ждите — нет денег!", "Приходите позже — нас проверяет налоговая", "Сдаем годовой отчет". А между тем по договору была предусмотрена неустойка в размере одного процента за каждый день просрочки выплаты, итого за это время накопилось ни много ни мало 35 тысяч рублей. Кстати, клиент все-таки обратился в суд и дело выиграл, хотя полностью своим правом не воспользовался и затребовал выплатить неустойку в размере страховой выплаты, то есть всего 9887 рублей. Конечно, вряд ли такое отношение возможно со стороны приличной, постоянно находящейся на виду у общественности страховой компании. Недобросовестные страховщики обычно остаются в тени, о них узнаешь только когда их страховой агент постучится к вам в двери. У такой компании может не быть офиса, ее телефона может не оказаться в справочнике. Она тихонько занимается своим подлым делом, а когда оно сделано, тихонько исчезает — не любит шумихи. Причем "по одежке" ее не распознаешь: ее агенты выглядят не хуже других, так же искренне улыбаются и демонстрируют желание помочь. Так что интересуйтесь ее юридическим лицом: для заключения договора хотя бы первый раз подъезжайте в офис, а то и документы предъявить попросите — посмотрите на реакцию. Если даже такая простая просьба затруднит, то что уж говорить о выплате денег. Договор также заслуживает вашего особенного внимания, ведь именно в нем недобросовестные страховщики, рассчитывая именно на вашу невнимательность, оставляют лазейки, которые потом сделают вас виноватым в пожаре, аварии и даже в собственной болезни, чтобы на деньги от страховщика вы не могли рассчитывать даже по суду. Если же у компании и документы в порядке, и договор заключен по всем правилам, а в выплате вам необоснованно отказали, смело обращайтесь в суд.
Обманывают страховщиков...
Впрочем, добросовестная страховая компания ищет добросовестного клиента не меньше, чем мы ищем ее. Мошенники-страхователи наживаются на честных страховщиках — как будто бы в отместку за обманщиков-страховщиков, только под удар чаще всего попадают ни в чем не виноватые приличные компании. Ежегодный заработок мошенников в сфере страхования, по оценкам "Росгосстрахнадзора", составляет примерно 10-15 млрд руб., то есть около 10% всех производимых страховщиками выплат. Некоторые эксперты полагают, что ущерб от мошенников еще больше — 20-30% выплат. При этом, как признают сами страховщики, ожидаемое в ближайшие два-три года бурное развитие рынка автострахования обязательно приведет к тому, что мошенничество расцветет особенно пышно: автострахование — один из любимых ими видов (около 70% случаев мошенничества). Оригинальностью жулики не блещут. Самый распространенный способ — застраховать гражданскую ответственность владельца недорогой отечественной машины, инсценировать ДТП с якобы чужим автомобилем и выставить страховщику счет на ремонт. При этом в качестве машины-партнера используется "пожилая" или заранее побитая иномарка (это увеличивает сумму выплат). Любят мошенники страховать автомобили сразу в нескольких компаниях. После подстроенного угона или аварии владелец наживается на каждом страховщике. Троим петербургским студентам-медикам удалось несколько раз вытрясти со страховщиков деньги, устраивая периодически ДТП между "Москвичом-412" и "Ауди-80". Правда, тогда эксперты страховой компании сумели доказать, что повреждения автомобилей не соответствуют характеру происшествия. Пострадавшие от студентов-мошенников компании возбудили уголовное дело, и теперь этой троице грозит до двух лет лишения свободы. Ведь по закону страхование не может являться способом увеличения доходов лица, а может лишь компенсировать возникший ущерб. Соответственно все некорректные взаимоотношения в сфере страхования непосредственно связаны с Уголовным кодексом и решаются правоохранительными органами. В частности, каждый страхователь должен знать, что получение страхового возмещения выше страховой суммы незаконно. Незаконно завышение страховой суммы путем представления заведомо ложных сведений при заключении договора страхования, а также страхование транспортного средства в нескольких страховых компаниях и получения в каждой из них страхового возмещения в размере полной страховой стоимости. Второе место по популярности делят страхование от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование. Проще всего подделать медицинскую документацию, но этим фантазия аферистов не ограничивается. Иногда застрахованное лицо наносит себе настоящие, серьезные увечья (даже влекущие потерю трудоспособности). Однако обычно недобросовестный клиент просто договаривается с лечащим врачом, который пишет один диагноз, а лечит совсем другие болезни. Подобные случаи часто встречаются при страховании зарубежных туристов. Например, турецкие врачи, к которым обращались российские туристы с головной болью, выписывали недомогающим дорогие лекарства и счета за полное обследование. Случается, что по индивидуальным медицинским полисам обслуживаются вовсе не их владельцы, а родственники. Иногда на экспертизу в страховую компанию направляются чужие снимки и поддельные заключения. Стоит ли удивляться, что на страхование частного лица по полису ДМС страховые компании идут с неохотой, так что до сих пор чуть ли не единственным способом медицинского страхования остается оформление договора через организацию-работодателя! Пока еще наши страховщики слишком часто обжигаются на этом молоке, поэтому и на воду дуть теперь будут долго. Встречаются аферисты и в сфере страхования имущества. Для них не составляет труда инсценировать кражу или поджог в расчете на то, что далеко не каждый страховой агент будет настаивать на экспертизе по оценке недвижимости, тем более что уже на стадии заключения договора далеко не каждый агент добросовестно отслеживает принадлежность страхуемого имущества страхователю. Вообще говоря, редко кому после заключения договора страхования имущества от кражи не приходит в голову (хотя бы ради усмешки) идея обокрасть самого себя. Вот только страховщики тоже не первый день родились. В таких "волчьих" условиях работы они уже поднаторели в раскрытии подобных дел и завели собственные структуры, собирающие для них свежие разведанные.
А страдают страхователи
Самое же грустное, пожалуй, в том, что страдают от мошенников отнюдь не страховщики, вернее, не только страховщики. Ведь они закладывают эти риски в стоимость предлагаемых услуг, то есть содержат аферистов именно добросовестные страхователи, вынужденные покупать полисы по завышенным ценам. Поймать мошенников за руку все еще удается редко. Бывает, что не помогают ни привлекаемые эксперты, ни обмен информацией между страховщиками о подозрительных страховых случаях. Да и нет единой информационной базы, существование которой дало бы возможность, например, проверить вероятность "двойного" страхования одного клиента. Публикация "черных" списков, в которые заносились бы имена мошенников, без судебных решений вообще незаконна, а в российской практике судебных процессов по страховому мошенничеству единицы. Всероссийский союз страховщиков налаживает сотрудничество со специальными государственными службами, способными помочь, тем более что все чаще в страховой среде можно встретиться с организованной преступностью. Их интерес к страхованию растет с ежегодным увеличением сборов на страховом рынке. Однако создание единой базы данных остается очень тонким вопросом. Не все страховщики хотят открыть конкурентам имена своих клиентов, потому что повышается вероятность их потерять. Так что вопрос уже который год остается нерешенным. Может быть, поможет обострение этой ситуации с предстоящим ростом страхования автогражданской ответственности?
АВЕРЬЯНОВА Е.
Вся пресса за 3 декабря 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|